
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Федеральный государственный стандарт начального общего образования
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в РФ"
ФГОС и федеральные государственные требования обеспечивают:
1) единство образовательного прстранства РФ, 2) преемственность основных образовательных прграмм, 3) вариативность содержания обрзовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации их освоения.
ФГОС являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей напрвленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.
ФГОС включет в себя требования к:
- структуре основных образовательных программ
- условиям реализации основных образовательных программ;
- результатам освоения основных образовательных программ
Особенности нового Стандарта
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "надпредметные действия" и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма "Формирование ИКТ компетентности обучающихся". Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Требования к результатам обучающихся, устанавливаемые Стандартом начального образования
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиям;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах "выпускник научится…", что является группой обязательных требований, и "выпускник получит возможность научиться …", не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Внеурочная деятельность и ее особенности
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Содержание внеурочной деятельности отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения. Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
Нормативные документы по реализации ФГОС
Нормативные документы федерального уровня:
Фундаментальное ядро содержания ФГОС
Приказ от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643)
Приказ Минобрнауки от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями на 11 декабря 2020 г.)
СанПиН 2.4.2.2821-10
Методические материалы по организации внеурочной деятельности в ОУ
Нормативные документы регионального уровня:
Приказ об утверждении плана мероприятий по внедрению ФГОС
О внесении изменений в приказ об утверждении плана мероприятий по внедрению ФГОС
Приказ о создании рабочей группы по переходу на ФГОС
О внесении изменений в приказ о создании рабочей группы
Об организации работы по переходу на ФГОС
План перехода на ФГОС
Приказ о базисном учебном плане ОУ Нижегородской области на переходный период
Методические рекомендации к Базисному учебному плану 2011-2012
Методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы
Письмо об обучении первоклассников в адаптационный период
Письмо о перечне объектов и средств организации учебной деятельности младших школьников
Письмо о введении 3 часа физической культуры в ОУ Нижегородской области
Нормативные документы муниципального уровня:
Приказ о внедрении ФГОС
План перехода на ФГОС
Диагностика затруднений при переходе на ФГОС
Уровень образовательного учреждения:
В 1-4 классах ведется обучение: "Начальная школа 21 века" и "Планета знаний"
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя школа № 27" в новой редакции
Программы, используемые при организации внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов
Карта самооценки состояния работы МБОУ школа №27 в рамках перехода на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО)